Жанна Ивановна Бровина
1941 Родилась в Ленинграде. В школьные и студенческие годы занималась в литературных объединениях Дворца пионеров школы (у Д.Л.Резникова), Г.С. Семенова, Л.В.Мочалова, Н.В.Королевой. 1963 Знаокмство с Валентином Левитиным, явившееся толчком к творческим поискам в области изобразительного искусства. постоянное общение поддерживает творческий союз в течение всей жизни. 1966 Окончила ЛИТМО конец 1960-х Резьба по дереву художника А.Ляховицкого ("маски") побудила Бровину заняться резьбой по дереву, что в дальнейшем привело к поискам в области скульптурной формы. 1968-1994 Работа в промграфике Комбината графического искусства художественного фонда Союза художников. 1970 Познакомилась в Москве с М.М. Шварцманом, чью личность и творчество восприняла для себя как учительство. 1971 Окончила ЛВХПУ им. Мухиной с 1970-х Творческая дружба с Б.Р.Шварцвальдом и художниками Г.М.Неменовой, П.М.Кондратьевой, Т.Н.Глебовой, С.Шеффом 1971-1979 Была создана вся скульптура с конца 1970-х работает над живописью и графикой с 1991 Член Международной Федерации художников IFA Принимала участие более чем в 40 выставках в России и за рубежом.
Жанна Ивановна Бровина принадлежит к тому поколению ленинградских художников, которое заявило о себе в начале 1970-х годов. Поколение "отверженных", не принятых Союзом художников и критикой, любимое оппозиционно настроенной интеллигенцией и работниками западных консульств, замеченное и отслеживаемое властью. Подавляющее большинство из этих художников в свое время эмигрировало из СССР. Остались немногие. Бровина среди них. В 1971 году она закончила факультет дизайна ЛВХПУ им. В.И. Мухиной - в те годы самый прогрессивный департамент самого демократичного ВУЗа страны. Взгляды на искусство формировались на основе немногочисленных репродукций работ классиков европейского авангарда, русских художников начала ХХ века и бесконечных дискуссий в кругу близких по духу людей: В. Левитина, М. Шеффа, М. Шварцмана. Пространство, время, духовное начало, "служение" - категории, ставшие основой творчества на всю жизнь. Вне зависимости денег, славы, приличного жилья, мастерской, материалов для работы. Первые показы работ - на выставке в ДК "Невский" - самой большой, самой скандальной и, к сожалению, последней до перестройки выставки андеграунда в Ленинграде. Первые скульптурные опыты Бровиной, выполненные в пенобетоне и гипсе, были замечены, о ней заговорили, ее стали приглашать для участия в выставках неофициальных художников.
Однако в начале 1976 ей отчетливо дали понять, что единственный заработок - работа в художественном комбинате - может быть утрачен безвозвратно, если выставочная активность превысит дозволенные рамки. Семья, не отличающийся здоровьем муж, перспективы материнства, наконец, просто покой и стабильность - все это было поставлено на карту. Молодая женщина выбрала интересы семьи. Началась долгая работа "в стол", для себя, без перспектив показать что-либо на выставках. В эти годы были созданы лучшие ее скульптуры, ее ставшие знаменитыми "Головы". Сегодня ее работы - предмет исследования специалистов Эрмитажа, Русского музея, Университета. Тогда - мука и боль. В основу бровинской скульптуры положено трепетное и фанатическое поклонение древнерусской фресковой живописной традиции. "Лики" и "Головы" были попыткой соединить вековую традицию изображения трансцендентного с новейшими, известными тогда в СССР тенденциями западного модернизма. Попыткой говорить современным языком о вечном, исконном, в крови и плоти этой страны и ее культуры растворенном. Привычного объема, фигуративной изобразительности не хватало. Скульптура все более и более теряла материальность, растворялась в пространстве, подчинялась световым потокам. Постепенно, Бровина пришла к своеобразному 3-х мерному пространственному "рисунку" - каркасным конструкциям, завоевавшим известность в 90-е годы, но в 70-е отвергнутые всеми. Исследования природы света привели Бровину в начале 80-х к живописи. Ее условное пространство оказалось для художницы более естественным, гибким, подвижным. Она не изменила себе. По-прежнему главной темой ее работ является лик, пронизанный потоками света. Похожие друг на друга холсты, созданные за последние 20 лет, отличаются только степенью глубины философской насыщенности. По сути, искусство Бровиной - это религиозное искусство 70-90-х годов. Оно не эксплуатирует узнаваемый канон, но, базируясь на тех же этических и философских корнях, делает его насыщенным современностью: той болью, той правдой, той жизнью, которую пришлось прожить советскому-российскому человеку за последнюю четверть века. Эта правда со всей ее жесткостью, отсутствием сентиментов, мелочности быта делает работы Жанны Бровиной явлением в искусстве Петербурга.
Владимир Дрозд
Печать
|