Евгений Михнов-Войтенко.
Родился 5 июля 1932 года в г. Херсоне. 1936 - переезжает с матерью в Ленинград. 1951 – 1954 – учился в 1-ом Ленинградском институте иностранных языков. 1954 –1958 – Ленинградский театральный институт, художественно-постановочный факультет (первый набор у Н. П. Акимова). 1958 – первая персональная выставка во Дворце искусств (Ленинград). 1976 - первая выставка ленинградского нефигуративного искусства в ДК им. С. Орджоникидзе (Е. Михнов-Войтенко, А. Васильев, Ю. Дышленко, И. Захаров-Росс, Л. Борисов и А. Путилин). 1978 - персональная выставка в ДК им. Ф. Дзержинского. 1982 – персональная выставка в Академии наук СССР (Москва). 1988 – персональная выставка в Ленинградском Доме журналистов. 1988 – групповая выставка ленинградских и московских художников «Весна – 1988» (Черемушки. Москва). Умер 2 октября 1988 года . Похоронен на Южном кладбище в Ленинграде.
Первые абстрактные работы Евгения Михнова-Войтенко датируются 1956 годом, последние – 1988. 32 года служения живописи. В стране Сталина сменил Хрущев, потом Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев. Оттепель, застой, последние конвульсии социализма, перестройка. И всё это время художник вопреки всему разрабатывал свой метод свободной и спонтанной абстрактной живописи. В 50-х у нас в стране вообще не знали что такое абстрактная живопись, в начале 60-х с легкой руки Хрущева «абстракционизм» стал бранным словом, которым клеймили всё, что не вписывалось в социалистический реализм. В 70-х абстракционизм находит свою нишу во второй культуре, но он не пользуется особой популярностью у публики, так как его восприятие и понимание требует достаточно серьёзной предварительной подготовки. Впрочем, и сегодня абстракционизм остаётся элитарным искусством. В 1954 году Е. Михнов поступил в Театральный институт на сценографический факультет. 1956 год (3 курс Театрального института) является переломным в творчестве Е. Михнова. Он стремительно осваивает возможности абстрактной живописи. На небольших холстах, чудом сохранившихся, эксперименты в геометрической абстракции, бесформенной живописи, каллиграфическом абстракционизме. Предполагать, что Е. Михнов был хорошо осведомлён о том, что и как делали художники в Европе и Америке, просто абсурдно. «Железный занавес» в это время был не проницаем как никогда. «Хрущёвская оттепель» только проектировалась в кулуарах Политбюро. Михнов осваивал абстракционизм совершенно самостоятельно, на свой страх и риск. Но уже здесь проявилась удивительная черта Е. Михнова – он стремительно открывал для себя технические возможности абстракционизма и различных его направлений.
В 1956 году Е. Михнов сделал серию совершенно самобытных работ, которую он назвал «Тюбик». Это огромные холсты 2х3 м., на которые краска выдавливалась прямо из тюбика. По технике исполнения они приближаются к «искусству действия», поскольку предварительно представить такую картину в деталях вряд ли возможно, и она создавалась в процессе самой работы над ней. В цикле «Тюбик» Е. Михнов предстаёт как вполне сложившийся и самобытный мастер. По видимому, художник это внутренне ощутил и с этого времени все свои работы он подписывает двойной фамилией – Михнов-Войтенко. В 57 году Е. Михнов обращается к бумаге, которая станет на протяжении всей его жизни основным материалом его творчества. Это не значит, что он не работал впоследствии на холсте маслом. В 1960 – 1965 годах он делает цикл рельефов маслом на холсте. Это темные, монохромные работы поражают пластической мощью и монументальностью. Первые нефигуративные работы на бумаге выполнены Е. Михновым в 57 – 58 годах. Это – черная и цветная тушь.
Сама техника – тушь по мокрой бумаге - исключает какое либо размышление в процессе работы. Бумага высыхает в течение нескольких минут и за это время либо работа должна быть завершена, либо она не состоялась.
Тушь разбрызгивается, наносится кистью или мастихином, но все это должно быть молниеносной серией жестов, объединенных в структурное целое. Траектория и динамика движений руки, наносящей тушь на бумагу, задает в самом общем виде структуру композиции, тогда как качество бумаги, её влажность, особенности туши определяют живописные и фактурные особенности произведения.
Показательна трансформация карандаша в творчестве Е. Михнова. В начале 50-х мы видим обычные рисунки карандашом с натуры – фигуры, лица, обнаженные, автопортрет. В начале 60-х Е. Михнов возвращается к карандашу, но в другом качестве. Чаще всего он работает плоскостью грифеля, предварительно вынув его из деревянной основы и зажав между ногтями большого и указательного пальца. Такой прием позволяет с удивительной чуткостью фиксировать жест художника, поскольку расстояние между пальцами зажимающими грифель и бумагой настолько ничтожно, что возникает ощущение - рисует рука, а не грифель. С каждым материалом у Е. Михнова складываются особые взаимоотношения, как с существом наделённым душой. Анимистическое отношение к художественным материалам обусловлено тем, что в спонтанном творчестве они (материалы) равноправны с художником. Художник и материалы – лишь актёры, которые разыгрывают свои роли в драматическом действии-живописи.
В каком бы материале Е. Михнов не работал – карандаш, тушь, акварель, гуашь, темпера, соус, масло, эмаль, он добивается поразительных результатов. Как будто сама госпожа Живопись нашла своё незамутненное воплощение в его работах. И какой бы материал не брал художник, он исчерпывающе использует его живописные и пластические возможности. Особенно впечатляют работы Е. Михнова-Войтенко, выполненные в 70-е и 80-е годы в смешанной технике (соус, темпера, акрил). Именно этот цикл работ наиболее часто экспонировался на выставках и известен широкой публике. В этом цикле художник использует два, три цвета, иногда они монохромные, но он выявляет в каждом цвете безграничное количество оттенков и нюансов. Цвет обретает своё подлинное существование. Он звучит как орган Баха, скрипка Паганини, труба Луи Армстронга, саксофон Бена Уэбстера. Многие произведения Е. Михнова-Войтенко вызывают музыкальные ассоциации, а некоторые – действительно навеяны музыкой и посвящены различным композиторам.
Музыка чистого цвета… Евгений Михнов-Войтенко на протяжении всей своей жизни избегал конъюнктуры и политики. Он отказался участвовать в газо-невских выставках, поскольку они были чрезмерно политизированы. Единственный раз и с большой неохотой он выставился с газо-невскими художниками в 1976 году в ДК им. С. Орджоникидзе. Это была первая выставка ленинградского нефигуративного искусства. Вообще Е. Михнов-Войтенко выставлялся крайне редко и неохотно, поскольку отдавал себе отчёт в том, что он делал, и крайне ответственно относился к выставкам. За тридцать два года творческой деятельности всего четыре персональные выставки в СССР.
Творчество Е. Михнова-Войтенко в самом общем виде можно отнести к абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия. Абстрактный экспрессионизм – единственная школа в европейской живописи, которая довела до логического завершения отказ от рационального планирования и сознательного контроля процесса творчества, тем самым, освободив сцену для игры иррациональному, бессознательному, интуитивному. Модель спонтанного творчества предполагает полное погружение художника в сам процесс. Джексон Поллок своим творчеством яростно манифестировал свободу художественного жеста. Евгений Михнов-Войтенко использовал модель спонтанного творчества как инструмент для сакрализации цвета. Он подчинил художественный жест созданию полнокровной и тотальной живописности в рамках абстракционизма.
Печать
|